Каталог статей /

Система административного управления Туркестаном

Система административного управления Туркестаном · Примечания · Официальный сайт ·


После включения в состав Российской империи стратегически важных территорий (Ташкент, 1865 год; Ходжент, 1866 год; Самарканд, 1868 год) в Западном Туркестане стала складываться и система русского управления новым краем. Основной особенностью этой системы управления было то, что власть была сосредоточена в руках военных, а не Министерства внутренних дел, как это было практически во всех других губерниях России. Связано это было в основном с тем, что в непосредственной близости от Туркестана находились границы с Ираном, Афганистаном и Китаем, и, кроме этого, с полузависимыми от России Бухарским и Хивинским ханствами, с которыми складывались не всегда простые военно-дипломатические отношения, и, кроме этого, с тем, что на территории края постоянно в разных местах возникали военные столкновения с местными вооруженными племенами, не смотря на то, что русская администрация демонстративно старалась не вмешиваться во внутренние дела местного населения, ограничась отменой наиболее одиозных местных обычаев, к примеру отменила работорговлю, повсеместно существовавшую до этого. Более того, до 1917 года местное население Средней Азии освобождалось от призыва на военную службу.

С 1865 года основой административного управление в крае было Временное положение об управлении Туркестанской областью.

С 1867 года создается Туркестанское генерал-губернаторство, включающее Сырдарьинскую область с центром в г. Ташкенте и Семиречинскую область с центром в г. Верном (ныне Алматы). В 1868 году к Туркестанскому генерал-губернаторству присоединяется Зеравшанский округ, позднее в 1887 году преобразованный в Самаркандскую область. В 1874 году был образован Амударьинский округ. В 1876 после завоевания территории Кокандского ханства в Ферганской долине была сформирована Ферганская область. В 1881 году русские закаспийские владения вдоль границы с Ираном с центром в Ашгабаде были административно оформлены в виде Закаспийской области, первоначально находившейся в административном подчинении Кавказского наместничества. Однако в 1897 году эта территория вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

В 1867 году высочайшим указом был утверждено новое положение об управлении Туркестанским краем. В соответствии с этим положением главой Туркестанского края являлся генерал-губернатор, назначаемый царем, в руках которого объединялась как административная, гражданская власть в крае, так и военная. К концу XIX века Туркестанское генерал-губернаторство состояло из пяти областей: Сыр-Дарьинской с центром в Ташкенте, одновременно являвшимся центром всего Туркестанского генерал-губернаторства, Ферганской с центром в Скобелеве (сегодня город Фергана), Самаркандской с центром в Самарканде, Семиречинской с центром в Верном (сегодня город Алма-ата) и Закаспийской с центром в Ашгабаде (ныне Ашхабад).

Главными властными органами областей были военные губернаторы, назначаемые и увольняемые военным министром по согласованию с генерал-губернатором края и областные правления, приравненные по своим правам к губернским правления остальных губерний Российской империи, и также как в остальных губерниях области делились на уезды и волости. Уездные и волостные начальники назначались из числа военных.

После 1884 года было решено приблизить систему управления краем к общероссийской административной модели управления, но с сохранением ряда традиционных учреждений, существовавших у коренного населения края, а также с введением элементов управления, которые еще только планировалось вводить в систему административного управления остальных губерний России. И в 1886 году было принято новое Положение об управлении Туркестанским краем.

В соответствии с этим Положением регламентировались основные административные, судебные и хозяйственные отношения. Был создан Совет Туркестанского генерал-губернатора, который обладал правом законодательной инициативы в вопросах связанных с управлением краем, поземельно-податным устройством, земскими повинностями. В соответствии с этим Положением была существенно ограничена власть генерал-губернатора края, которая переходила под проверка Азиатской части Главного штаба. Исполнительным органом Туркестанского края становилась канцелярия Туркестанского генерал-губернатора. За генерал-губернатором сохранялось общее руководство и надзор за всеми органами управления. Однако, органы государственного контроля и суда были независимыми и были неподконтрольны генерал-губернатору Туркестанского края. По мнению некоторых исследователей по факту в крае была создана так называемая военно-народная система управления, которая в некоторых своих чертах была прогрессивнее и демократичнее системы управления, существовавшей на всей остальной территории Российской империи.

В 1908 году был поставлен проблема возможности введения в Туркестане общеимперской административной системы управления. Рассматривалось предложение о наделении генерал-губернатора края полномочиями наместника. В 1911 г. началась разработка основных начал преобразования управления Туркестанским краем, но в тоже время реформирование не было произведено и власть в Туркестанском крае по-прежнему находилась под контролем Военного министерства. В начале 1913 года императором были одобрены разработанные Советом министров основные принципы преобразований в управлении Туркестанским краем, но в тоже время эти принципы так и не получило окончательного редакционного оформления и не прошли рассмотрение в Государственном Совете и Государственной Думе.

После начала Первой мировой войны какие-либо коренные преобразования в системе административного управления Туркестанским краем не предпринимались, а после 1917 года эти преобразования стали носить характер революционных изменений.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!