Каталог статей /

Президент Республики Казахстан :: История должности

Президент Республики Казахстан · Конституционный статус · Знаки отличия президента Республики Казахстан · Полномочия · Порядок избрания и вступления в должность · Досрочное освобождение от должности Президента · Ограничения президента · Обеспечение деятельности президента · Статус экс-президента · Первый президент Казахстана · История должности · Президенты Казахской ССР и Республики Казахстан · Близкие статьи · Официальный сайт · Примечания ·


1990—1995

24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР (высший орган власти в республике) учредил должность президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) Казахской ССР». В этот же день, Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева. На момент избрания, Назарбаев уже руководил Казахстаном с 22 июня 1989 года в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — победил с 98,7 % голосов при явке избирателей 88,2 %.

10 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года Верховный Совет провозгласил государственную независимость Казахстана.

28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял новую конституцию, заменившую прежнюю, действовавшую ещё с советского времени. По этой конституции, президент избирался всенародным голосованием на 5 лет, пребывание одного человека в должности было ограничено 2 сроами.

29 апреля 1995 года в Казахстане был проведен референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. За это высказалось 95,46 % избирателей при явке 91,26 %.

30 августа 1995 года на референдуме была принята новая конституция Республики Казахстан. По этой конституции президент избирался всенародным голосованием на 5 лет. Президент должен был быть гражданином Казахстана по рождению, не моложе 35 и не старше 65 лет, свободно владеть государственным (казахским) языком и жить в Казахстане не менее 15 лет. Один человек не мог занимать пост президента более двух сроков подряд. Выборы президента признавались состоявшимися только если в них приняли участие более 50 % избирателей.

1998—2000

7 октября 1998 года в конституцию Казахстана были внесены изменения, в том числе касающиеся президента — срок его полномочий был увеличен до 7 лет, отменено ограничение на срок пребывания в должности одного и того же человека, минимальный возраст президента был увеличен до 40 лет, отменена необходимость обязательного участия 50 % избирателей в президентских выборах, были также отменены ограничения по максимальному возрасту президента, одновременно с отменой аналогичного ограничения для всех государственных служащих Казахстана. Одновременно со внесением изменений в конституцию, были назначены внеочередные выборы президента.

10 января 1999 года состоялись вторые (внеочередные) всенародные выборы президента Казахстана. Действующий президент Нурсултан Назарбаев победил, получив 79,78 % голосов, и остался в должности на следующие 7 лет. Единственный оппозиционный кандидат Серикболсын Абдильдин (Компартия Казахстана) получил 11,7 %.

Выборы 1999 года сопровождались скандалами. К участию в них не был допущен бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин — 15 октября 1998 года он был признан виновным в мелком административном правонарушении, что автоматически лишило его возможности выдвигаться в качестве кандидата на выборах. В дальнейшем Кажегельдин был обвинен в коррупции и покинул Казахстан.

ОБСЕ отказалось присылать наблюдателей на президентские выборы 1999 года, обнаружив множество нарушений Казахстаном взятых на себя обязательств по процедуре и практике проведения выборов, в том числе из-за отстранения от выборов из-за мелких административных правонарушений возможных кандидатов и пристрастности средств массовой информации.

После завершения выборов 1999 года, Серикболсын Абдильдин, оппозиционный кандидат от Компартии Казахстана, заявил о множественных нарушениях в ходе проведения выборов и подсчета голосов. Он утверждал, что избирательные комиссии в препятствии деятельности наблюдателей за выборами и подтасовке результатов голосования в пользу Нурсултана Назарбаева.

Изменения в конституции Казахстана и досрочные президентские выборы мотивировались ухудшением экономического и политического положения в России после «дефолта 17 августа» и опасениями, что происходящее в России отрицательно скажется на экономике и политической стабильности Казахстана. Связь между этими событиями несомненна — уже 3 апреля 1999 года, через два с половиной месяца после выборов, Правительство Казахстана принял Постановление «О политике обменного курса национальной валюты», обменный курс тенге (валюты Республики Казахстан) стал «свободно плавающим» и произошла девальвация тенге (только за апрель 1999 года — на 30 %). Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» в главе «Экономический кризис 1998 года» признается, что подготовка к девальвации тенге началась ещё в сентябре 1998 года.

20 июня 2000 года Конституционный совет Республики Казахстан издал официальное толкование пункта 5 статьи 42 конституции Республики Казахстан. Согласно этому пункту, одно и то же лицо не имеет права занимать должность президента более двух сроков подряд. Конституционный совет постановил:

Данное конституционное положение не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года в соответствии с конституцией Республики 1995 года.

2005—2012

4 декабря 2005 года состоялись третьи всенародные выборы президента Казахстана. Действующий президент Нурсултан Назарбаев победил, получив 91,15 % голосов избирателей, оставшись в должности на следующие 7 лет. Жармахан Туякбай, кандидат от оппозиции, получил 6,61 % голосов. Впервые в истории страны были проведены теледебаты между кандидатами, в которых, однако, не принимал участия Нурсултан Назарбаев.

21 мая 2007 года в конституцию Казахстана вновь были внесены изменения, в том числе касающиеся поста президента. Снова было введено правило, что один и тот же человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд, сам срок исполнения полномочий президента был уменьшен до 5 лет (ранее было 7 лет), введено правило, что президент должен постоянно жить в Казахстане последние 15 лет (ранее время проживания в Казахстане никак не определялось, только его срок). Кроме того, в конституции было зафиксировано особое положение Нурсултана Назарбаева, на которого теперь не распространяется ограничение по срокам пребывания в должности, а статус первого президента Казахстана определяется отдельным конституционным законом.

15 июня 2010 года — день появления нового института власти «Ел Басы» или «Лидер Нации» на эту должность назначен действующий тогда президент. По одному из предположений газеты «Комсомольская Правда» для лидера нации будет обеспечено пожизненное президентство. Надо заметить, что ранее, данные изменения президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отклонил, об этом 3 июня 2010 сообщал Интерфакс.

Вопрос о референдуме 2011

На 2012 год в Казахстане были запланированы очередные выборы президента. Однако 23 декабря 2010 года на форуме в Усть-Каменогорске ряд общественных деятелей Казахстана предложили продлить полномочия президента страны до 2020 года. Для этого, по их мнению, следует провести общереспубликанский референдум. Выступая на форуме, общественный деятель Олжас Сулейменов заявил, что действующего президента не следует отвлекать «от решения важных задач» проведением выборов. «Результат выборов всё равно был бы известен, но ради этого тратить сотни миллионов на подготовку проведения выборов едва ли стоит», — сказал он. Аудитория отреагировала на эти слова аплодисментами.

27 декабря 2010 года Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Республики Казахстан прошло заседание, в ходе которого было рассмотрено заявление инициативной группы по проведению республиканского референдума о продлении срока президентских полномочий «Лидера нации». В ходе заседания было принято решение о регистрации инициативной группы.

Спустя три дня, инициативная группа по референдуму собрала 314 тысяч 621 подписей казахстанцев. В соответствии с законодательством о назначении референдума, инициаторам необходимо было собрать не менее 200 тысяч подписей граждан, в равной мере представляющих все области, города Астана и Алма-Аты, то есть не менее чем 12,5 тысяч подписей в каждом регионе. В этот же день мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана принял обращение к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о внесении изменений в Конституцию о назначении референдума по продлению его президентских полномочий до декабря 2020 года. За проект данного постановления об обращении к президенту нижняя палата проголосовала единогласно.

5 января 2011 — по всему Казахстану было собрано 2.5 млн подписей в поддержку инициативы замены президентских выборов референдумом. Официальная точка зрения США — осуждает эту инициативу и считает её «отходом от демократии».

6 января 2011 года, сенат (верхняя палата парламента) Казахстана на пленарном заседании поддержал обращение депутатов к главе государства Нурсултану Назарбаеву о назначении им проведения республиканского референдума по продлению его президентских полномочий до конца 2020 года.

Сам же Президент Казахстана отклонил предложения парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан по продлению полномочий действующего президента без всенародных выборов до 2020 года. Соответствующий указ главы государства опубликован в пятницу 7/01/2011.. 13 января 2011 ЦИК Казахстана утвердил Итоговый протокол о результатах проверки достоверности подписей граждан страны. Всего было собрано 5 миллионов 16 тысяч подписей или 55,2 процента от общего числа граждан Казахстана, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.194 тысячи подписей в результате проверки территориальными избирательными комиссиями признаны недействительными.

14 января 2011 года парламент Казахстана единогласно принял поправки в конституцию страны, которые предусматривают продление полномочий Нурсултана Назарбаева путём референдума до 2020 года, но президент не подписал поправки в конституцию о проведении референдума по продлению его полномочий до 2020 года и 17 января направил их на рассмотрение в Конституционный совет.

17 января Директор Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) Янез Ленарчич выразил обеспокоенность по поводу того, что парламент Казахстана принял поправки к Конститции, позволяющие провести референдум о продлении срока полномочий президента. 22 января 2011 От имени Европейского союза, с зявлением выступила Кэтрин Эштон (верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности) и призвала Казахстан гарантировать проведение президентских выборов в соответствии с действующей Конституцией. 24 января 2011 года на слушании в Конституционном совете (КС) Казахстана множество экпертов выступало в поддержку референдума. В частности это были глава Минюста Рашид Тусупбеков, Председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков, вице-министр иностранных дел Кайрат Омаров, Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров, директор института правовых исследований и анализа Аскар Гусманов и президент Союза адвокатов республики Ануар Тугел. Единственным противником оказалась исполнительный директор Общественного фонда «Хартия по правам человека» Жемис Турмагамбетова. Она заявила следующее:

«
...в силу того, что предлагаемые поправки в пункт пятый статьи 42 Конституции по своей юридической природе и по следствиям влекут лишение пассивных и активных избирательных прав всех граждан, такие поправки противоречат статьи 12 Конституции в части невозможности отчуждения прав человека, а также требованиям конституционного закона о республиканском референдуме в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод гражданина...
»

31 января Конституционный совет Казахстана признал закон о замене выборов на референдум неконституционным и принял решение отказать в проведении референдума по вопросу продления полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по причине «неточности формулировок». В этот же день выступая с обращением к народу, президент согласился с решением совета, и предложил провести досрочные президентские выборы. Тем самым почти на два года сокращается срок его нынешних полномочий.

2 февраля 2011, на совместном заседании палат парламента была принята поправка в Конституцию, наделяющая президента страны правом объявления досрочных президентских выборов, а 3 февраля Мажилис (нижняя палата парламента) одобрил законопроект, регламентирующий проведение в Казахстане досрочных президентских выборов. Согласно законопроекту внеочередные президентские выборы назначаются решением президента и проводятся в двухмесячный срок после их назначения.

Президент республики Нурсултан Назарбаев подписал указ о проведении внеочередных выборов президента Казахстана 3 апреля 2011 года.

3 апреля состоялись внеочередные выборы президента Казахстана. Нурсултан Назарбаев, получивший более 95 процентов голосов, переизбран на четвёртый срок.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!